Газобаллонное оборудование Бедини
Газобаллонное оборудование «Бедини» (Италия)
Рассмотрим схему соединения газовой аппаратуры «Бедини», представленную на рис. 1.
Рис. 1. Схема соединения газовой аппаратуры «Бедини»: 1 аккумуляторная батарея; 2 - топливный (бензиновый) насос; 3 - катушка зажигания; 4 - радиатор отопителя салона; 5 - шланг подачи жидкости из системы охлаждения двигателя; 6 - хомут; 7 - тройник; 8 - предохранитель; 9 - переключатель вида топлива. 10 - замок зажигания; 11 - редуктор-испаритель низкого давления (газоредуцирующий аппарат); 12-шланг низкого давления; 13 - магистральный газовый запорный клапан; 14-гибкий газопровод высокого давления; 15 вакуумный шланг; 16 - тройник-дозатор; 17 - впускная труба; 18 - карбюратор; 19 - кран отопителя; 20 - бензиновый электромагнит ный клапан; 21 газосмесительное устройство; 22 - баллон для сжиженного газа; 23 - выносное заправочное устройство; 24 - блокза- порно-предохранительной арматуры (мультипликатор); 25 - вентиляционный рукав.
Сжиженный нефтяной газ под давлением 1,6 МПа из баллона 22 по гибкому газопроводу высокого давления 14 поступает в фильтр электромагнитного газового клапана 13, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Очищенный газ по трубопроводу проходит в первую ступень двухступенчатого редуктора-испарителя 11, где его давление понижается до 0,2 МПа, а затем во вторую ступень, где его давление становится близким к атмосферному. Под действием разрежения, создаваемого во впускной трубе 17 работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора-испарителя поступает в дозирующее устройство, а затем по шлангу низкого давления 12 через тройник-дозатор 16 - в карбюратор 18 через смесительное устройство (про- ставку) 21. После перемешивания газа с воздухом образуется горючая смесь, которая попадает в цилиндры двигателя.
Подогретая жидкость из системы охлаждения двигателя через тройник подается в нижний патрубок редуктора-испарителя и по шлангу 5 через кран 19 - в радиатор 4 отопителя салона. Далее жидкость проходит из верхнего патрубка редуктора-испарителя через тройник 7 во всасывающую полость водяного насоса (циркуляция теплоносителя параллельна движению охлаждающей жидкости в двигателе).
Чтобы обеспечить высокую надежность, безопасность в эксплуатации, исключить возможность нарушения герметичности газовых баллонов, установленных на автомобилях, на обечайке баллона установлен компактный блок 24 запорно-предохра- нительной арматуры (мультипликатор) Он состоит из датчика-указателя уровня сжиженного газа (контрольная арматура), мультиклапана, ограничивающего уровень заправки баллона (предохранительная арматура) и срабатывающего при заполнении баллона на 80%, а также вентилей - расходного магистрального и наполнительного, открывающих подачу газа в баллон на автомобильной газозаправочной станции. Раздаточную аппаратуру станции подключают к выносному заправочному устройству 23, расположенному за пределами багажного отделения.
Конструкция и принцип действия расходного и наполнительного вентилей одинаковы: они должны надежно перекрывать газовую магистраль при неработающем двигателе, обеспечивать плотное, прочное соединение и герметичность в положении полного закрытия.
Блок запорно-предохранительной арматуры закрыт вентилируемым кожухом, сообщающимся с атмосферой через два вентиляционных рукава 25.
Система питания бензином работает следующим образом. Из топливного бака с помощью топливного насоса 2 бензин подается в карбюратор 18 через бензиновый электромагнитный клапан 20. Клапаном можно управлять дистанционно и вручную рукояткой, нижним или боковым вентилем (в зависимости от варианта исполнения). Ручным управлением пользуются при подкачке бензина в карбюратор рычагом топливного насоса в холодное время года или после длительной стоянки автомобиля, а также при выходе из строя электрической цепи газового оборудования. В этом случае рукоятку (или вентиль) переводят в положение «Открыто». После подкачки бензина рукоятку (или вентиль) переводят в постоянное положение «Закрыто», иначе двигатель будет работать и на бензине, и на газе одновременно даже при отключенном переключателе вида топлива, что недопустимо.
Принцип работы электрической системы газобаллонной установки следующий. В универсальной системе питания двигателя есть два электромагнитных клапана, клапан 20, отключающий подачу бензина при работе двигателя на газе, клапан 13, отключающий подачу газа при работе на бензине. Переключатель вида топлива 9 установлен в удобном месте под панелью приборов и соединен через замок зажигания 10 с электрической цепью катушки зажигания 3. Питание в электрическую цепь газового оборудования подается только при включенном зажигании.
Переключатель 9 обеспечивает возможность работы двигателя на выбранном топливе и переход с одного вида топлива на другой без его остановки.