ГБО - Система Landi Renzo
Рассмотрим принцип действия автомобильной газотопливной системы итальянской фирмы Landi Renzo. В Москве ее представляет компания АВТ («Эй-Би-Ти»).
Газ, заправленный в баллон 10 (рис. 8) через выносное заправочное устройство 12, выходит из баллона в жидком состоянии через мультиклапан 11, встроенный в блок арматуры, установленный на баллоне. По магистральному трубопроводу газ поступает в газовый электромагнитный клапан 4, установленный в отсеке двигателя. Этот клапан подает газ в редуктор-испаритель 7 только при включенном зажигании и только тогда, когда переключатель вида топлива 2 находится в положении «Газ». Клапан снабжен фильтром, очищающим газ от посторонних взвесей и загрязнений.
Далее очищенный сжиженный газ при ступенчатом падении давления в редукторе-испарителе переходит в газообразное состояние. Из редуктора испаренный газ поступает в газосмесительное устройство 5 (смеситель), расположенное в воздуховоде перед дроссельной заслонкой и предназначенное для приготовления газовоздушной смеси.
Количество газа, подаваемого в смеситель, изменяется в зависимости от режима работы двигателя с помощью дозатора газа 6, установленного на выходе редуктора-испарителя. Управляет дозатором электронный блокЗ, получающий
Рис. 8. Схема установки на автомобиль газовой аппаратуры Landi Renzo: 1 - эмулятор форсунок; 2 переключат ель вида топлива; 3 - электронный блок управления; 4- электромагнитный газовый клапан; 5 - газосмесительное устройство; 6 - электрический дозатор газа; 7 - редуктор-испаритель; 8 - лямбда-зонд; 9 - каталитический нейтрализатор; 10 - газовый баллон; 11 мультиклапан; 12 - выносное заправочное устройство |
информацию о составе отработавших газов и режиме работы двигателя от лямбда-зонда 8 и датчиков положения дроссельной заслонки и частоты вращения коленчатого вала. На основании этих данных блок управления подает газ строго в количестве, необходимом для поддержания наилучшей динамики автомобиля, минимально возможных расхода топлива и выброса вредных веществ с отработавшими газами.
Во время работы двигателя на газе эмулятор 1 отключает форсунки, одновременно имитируя для блока управления двигателем сигнал об их работе. Это сделано для того, чтобы блок управления не отключил систему зажигания, предположив неисправность цепи питания форсунок.
Внешний вид элементов системы Landi Renzo показан на рис. 9.
Электронный блок управления 1 обрабатывает сигналы от лямбда-зонда, системы зажигания, датчика положения дроссельной заслонки и хранит в памяти значения напряжения на лямбда-зонде, соответствующие стехиометрическому составу смеси, который должен обеспечиваться при любом режиме работы двигателя. Лямбда-зонд 8 (см. рис. 8) постоянно контролирует состав отработавших газов в выпускном трубопроводе и постоянно посылает электронному блоку управления сигнал в виде переменного напряжения. Блок проверяет правильность состава смеси, сравнивая сигнал со значениями, хранящимися в его памяти. Если есть различие, блок с помощью шагового электродвигателя пере-
Рис. 9. Основные элементы системы Landi Renzo: 1 - электронный блок управления LCS-A/1; 2 - электрический дозатор газа; 3 - двухпозиционный переключатель вида топлива с указателем уровня газа в баллоне; 4 - эмулятор отключения форсунок с соединительным кабелем; 5 газовый электромагнитный клапан; 6 - газосмесипельные устройства для приготовления топливовоздушной смеси |
мещает его клапан в дозаторе газа, изменяя подачу нужным образом до тех пор, пока состав смеси не вернется к стехиометрическому значению (^.=1).
Дополнительная функция блока управления - эмуляция лямбда-зонда, т.е. имитация нормального сигнала этого датчика, предназначенного для работы на бензине, в режиме работы на газе.
Блок управления выполняет и функцию диагностики системы и может быть перепрограммирован. Эти операции осуществляются с помощью специального тестера-программатора, поставляемого фирмой в систему профессионального сервиса.
Кроме того, электронный блок управления обеспечивает пуск двигателя только на бензине, автоматически отключая подачу газа, а также дает возможность с помощью переключателя 2 в любой момент перейти на желаемый вид топлива без остановки двигателя.
Электрический дозатор газа 2 (см. рис. 9) представляет собой устройство, совмещающее шаговый электродвигатель и линейный механический запорный клапан. С помощью шагового электродвигателя электронный блок управления перемещает клапан дозатора, изменяя нужным образом количество газа, подаваемого в смеситель.
Топливо нужного вида подается двухпозиционным переключателем 3 со светодиодной индикацией, показывающей используемый вид топлива и уровень сжиженного газа в баллоне
Эмулятор 4 отключения форсунок во время работы двигателя на газе перекрывает подачу бензина и имитирует для основного блока управления двигателем работу форсунок. Он подключается к системе специальным кабелем.
Модель эмулятора для каждого автомобиля подбирают в зависимости от установленной на нем системы впрыска.
Газовый электромагнитный клапан 5, расположенный между баллоном и редуктором-испарителем, - это устройство, перекрывающее подачу газа при работе на бензине и при выключении зажигания. Он совмещен с газовым фильтром и в данной системе изготавляется в нормальном и увеличенном исполнении.
Газосмесительные устройства 6 - это пневматические устройства, в которых используется эффект трубки Вентури. Они обеспечивают пропорциональное смешивание воздуха с газом как в установившемся, так и в переходных режимах. Для каждого конкретного двигателя разработан свой смеситель таким образом чтобы вместе с редуктором и электронным блоком управления он был оптимален для работы на газе и не оказывал заметного влияния при работе на бензине.