ГБО - система "Скиф"
Московская фирма «Скиф Сервис Газ» предлагает систему подачи газа для любого автомобиля с инжекторным двигателем.
В типовой комплект газобаллонного оборудования, предназначенный для установки, например на семейство вазовских «десяток» с каталитическим нейтрализатором и лямбда-зондом, входят: газовый редуктор «Скиф-2Э» собственной разработки с электромагнитным клапаном и комплектующими производства итальянской фирмы «Тартарини»; электронный блок управления (ЭБУ) ТЕС-99 той же фирмы; электрический дозатор газа с шаговым электродвигателем; электромагнитные форсунки и другие необходимые детали.
Функциональную связь всех перечисленных элементов на автомобиле можно проследить на электрической схеме (рис. 4) подключения газового оборудования к ЭБУ, оснащенному системой диагностики с обратной связью.
Электронный блок управления 1 подает газ и регулирует его количество на основе данных, поступающих от лямбда-зонда 5, датчика 3 положения дроссельной заслонки и датчика 4 частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Каждый цилиндр инжекторного двигателя снабжен форсункой (инжектором) с электромагнитным управлением, обеспечивающей дозированную подачу бензина во впускную трубу перед впускным клапаном. Впрыск топлива согласован с частотой вращения коленчатого вала двигателя и объемом проходящего воздуха, определяемым в данной системе по положению дроссельной заслонки (в других системах для этой цели могут применяться специальные расходомеры).
Рис. 4. Электрическая схема подключения газового оборудования "Скиф» к электронному блоку управления «Тартарини ТЕС-99»: 1 - блок управления и диагностики; 2 - элекфический дозатор газа с шаговым электродвигателем; 3 - датчик положения дроссельной заслонки; 4 датчик частоты вращения коленчатого вала; 5 - лямбда-зонд; 6 - аккумуляторная батарея; 7 - переключатель вида топлива; 8 - электромагнитный клапан редуктора; 9 - редуктор-испаритель «Скиф-2Э»; 10 - газовый электромагнитный клапан; 11 - форсунки |
Для отключения подачи бензина при переходе на питание двигателя газом, как правило, отключают форсунки, реже - топливный насос. Отключать топливный насос не рекомендуется, так как желательно, чтобы в системе оставалось соответствующее давление бензина, что позволит без помех перейти с газа на бензин. Отключать насос следует только в системе с механическими форсунками.
Непосредственно отключать форсунки можно с помощью реле с нормально замкнутыми контактами, размыкающего общий провод питания форсунок, и с использованием эмулятора, имитирующего работу форсунки. Последний способ более предпочтителен, так как в некоторых системах управления двигателем электронный блок управления, не получая информации о работе форсунок, отключает и систему зажигания. Эмулятор форсунок (рис. 5) при переходе на газ прерывает идущий от электронного блока управления к форсунке сигнал, создавая при этом эквивалентную нагрузку в цепи. При этом красный светодиод на корпусе эмулятора указывает на его рабочий режим.
Реле для отключения топливного насоса или эмуляторы форсунок выбирают в зависимости от марки автомобиля и конструкции его системы питания.
Поскольку при переводе двигателя с бензина на газ блок управления все еще действует в режиме работы на бензине, при эксплуатации автомобилей, оснащенных нейтрализатором отработавших газов и лямбда-зондом, возникают трудности, связанные с разницей показаний X (коэффициент концентрации кислорода) при работе автомобиля на бензине и на газе.
Следствием несовпадения показаний может стать индикация ошибки блоком управления и его переход на работу по аварийной программе, что, естественно, отрицательно скажется на общей работе системы. Чтобы избежать этого, достаточно установить эмулятор лямбда-зонда (рис. 6), который при работе на газе имитирует для блока управления сигнал, характерный для работы на бензине. При этом зеленый светодиод на корпусе эмулятора указывает на его рабочий режим, а красный - сигнализирует об оптимальности состава газовоздушной смеси.