ГБО - Система Vialle AMS
Голландская фирма Vialle Autogas Management Sistem, хорошо известная на российском рынке, и представляющая ее в Москве фирма «Метринц» предлагают автомобилистам газовую топливную систему Vialle для установки на все марки легковых, малотоннажных автомобилей и микроавтобусов отечественного и иностранного производства с двигателями рабочим объемом до 4,5 л, а также на грузовые автомобили и автобусы с двигателями объемом до 10 л. Система обеспечивает работу на сжиженном нефтяном газе.
В механической системе Vialle, как и в описанной системе «САГА-6», топливо дозируется газоредуцирующим устройством и газосмесительной аппаратурой, однако управляется система электронным блоком, благодаря чему были решены некоторые проблемы по дозировке.
Газобаллонное оборудование системы Vialle состоит в основном из тех же элементов, что и механические системы с вакуумным управлением, но дополнено рядом элементов, что несколько повысило ее стоимость по сравнению с другими системами.
Схема соединения газовой аппаратуры Vialle представлена на рис. 7. В отличие от привычной газобаллонной аппаратуры баллон 1 снабжен отдельным расходным клапаном без механического вентиля. Выносное заправочное устройство присоединяют при помощи упругого армированного шланга диаметром 16 мм, что значительно увеличивает скорость заправки баллона.
|
Изменения коснулись и газоредуцирующей аппаратуры. Редуктор-испаритель 5 электрического типа оснащен автономной системой холостого хода. Вместо пускового клапана, используемого в других системах, установлен электромагнитный клапан холостого хода 6. Магистральный электромагнитный клапан 8 вмонтирован непосредственно в корпус редуктора-испарителя. На выходе газа из редуктора установлен электрический дозатор 4, заменяющий обычный механический.
Общий принцип работы газобаллонного оборудования системы Vialle тот же, что и у систем первого поколения.
При пуске холодного двигателя после установки переключателя вида топлива в положение «Газ» и включения зажигания газ из баллона 1 по газопроводу высокого давления 3 при открытом магистральном клапане 8 поступает в полость первой ступени редуктора-испарителя 5 и испаряется в нем под действием теплоносителя, поступающего по шлангам 7 из системы охлаждения двигателя. Уже в парообразной фазе газ под давлением 0,22-0,25 МПа из полости первой ступени поступает в автономную систему холостого хода и частично в полость второй ступени.
Под действием разрежения во впускной трубе двигателя газ из полости второй ступени проходит в электрический дозатор 4, управляемый двухполюсным шаговым электродвигателем. Механическая часть дозатора представляет собой конусный клапан, соединенный резьбовым штоком с сер- денником электродвигателя. Клапан расположен в канале, по которому газ низкого давления подается в газосмесительное устройство и далее - во впускную трубу двигателя. По сигналам блока управления изменяется положение клапана в канале и, следовательно, количество газовоздушной смеси, поступающей в двигатель. Дозатор остается в фиксированном положении до прогрева лямб- да-зонда 16. Состав смеси на этом режиме блоком управления 13 не регулируется. После прогрева датчика до рабочей температуры блок управления начинает работать в режиме обратной связи (от состава отработавших газов - к составу газовоздушной смеси). По сигналам лямбда-зонда блок с помощью дозатора обеспечивает оптимальный (стехиометрический) состав газовоздушной смеси, при котором эффективность каталитического нейтрализатора 17 максимальна.
Таким образом, электронный блок управления газотопливной системой на автомобилях с инжекторными двигателями выполняет следующие функции:
- обеспечивает пуск двигателя на бензине с последующим автоматическим переходом на газ;
- автоматически переключает двигатель на питание бензином, перекрывая его подачу с помощью магистрального клапана 8, когда в баллоне кончается газ;
- регулирует состав газовоздушной смеси, приближая его к оптимальному (стехиометрическому), обеспечивающему А,=1;
- отключает питание форсунок при работе двигателя на газе;
- прерывает подачу газа при остановке двигателя;
- управляет установленным на панели приборов 18 светодиодным указателем вида применяемого топлива с индикацией объема заполнения баллона газом и его резервного остатка.
«Газовую» электронику устанавливают на инжекторных автомобилях без вмешательства в штатную электронику - ее лишь подключают к некоторым цепям.