Газобаллонное оборудование «Тартарини» (Италия)
Схема соединения газовой аппаратуры «Тартарини» представлена на рис. 2.
Базовая модель, предназначенная для работы на сжиженном нефтяном газе, включает в себя герметичный баллон 8 для хранения, перевозки и использования на автомобиле запаса газового топлива. На горловине баллона установлен блок запорно-предохранительной арматуры, которая обеспечивает:
- заполнение баллона газом через наполнительный клапан и снижение чрезмерного давления при наполнении баллона через предохранительный клапан;
- ограничение автоматическим клапаном уровня наполнения баллона на 80%;
- предотвращение с помощью предохранительного клапана выброса газа из баллона в случае аварийного обрыва газопровода высокого давления;
- выпуск газа из баллона с помощью разгрузочного клапана перед ремонтом или обслуживанием системы.
Рис. 2. Схема соединения газовой аппаратуры «Тартарини»: 1 - магистральный гибкий газопровод высокого давления; 2 - выносное заправочное устройство; 3 - вент ипяционные эжекторы; 4 - заправоч - ная магистраль; 5 - гофрированные вентиляционные шланги; 6 - блок запорно-предохранигельной арматуры (мультипликатор); 7 - газонепроницаемый кожух; 8 - баллон для сжиженного газа; 9 - газовый электромагнитный клапан с фильтром; 10 гибкий газопровод высокого давления 11 - шланги подвода и отвода теплоносителя; 12 редуктор-испаритель низкого давления (газоредуцирующий аппарат); 13 - газовый шланг низкого давления; 14 - дозатор, 15 - вакуумный шланг; 16 - газосмесительное устройство; 17 - бензиновый электромагнитный клапан; 18 - топливный (бензиновый) насос; 19 - тройник |
Блок запорно-предохранительной арматуры закрыт газонепроницаемой прозрачной пластмассовой крышкой специальной конструкции, служащей для вентиляции багажного отделения и удаления газа наружу в случае его утечки. Для этой цели предусмотрены два вентиляционных гофрированных шланга 5 с эжекторами 3, у сопел которых набегающий при движении автомобиля поток воздуха создает разрежение. Блок арматуры содержит также топливомер стрелочного типа, фиксирующий данные о наличии газа в баллоне.
Заправочное устройство 2 с предохранительной пробкой и шариковым клапаном вынесено за пределы багажного отделения автомобиля и соединено с системой заправочной магистралью 4, представляющей собой трубопровод диаметром 10 мм.
Газ из баллона по медному гибкому, защищенному хлорвиниловыми трубками газопроводу 1 диаметром 6 или 8 мм поступает в электромагнитный газовый клапан 9, оснащенный фильтром, где очищается от механических примесей.
Магистральный газопровод на участке от баллона до отсека двигателя расположен под днищем автомобиля. Он закреплен металлическими скобами и зажимами таким образом, чтобы исключить трение об элементы конструкции автомобиля при его движении.
Чтобы газовые трубки 1 и 10 не повреждались в случае аварии, они не должны находиться в напряженном состоянии. Для обеспечения этого условия предусмотрены компенсационные устройства - петли разгрузки, подобные спиральной пружине
От электромагнитного газового клапана газопровод высокого давления 10 продолжен до редуктора-испарителя 12, те. до места входа газа в дозирующую часть системы.
В редукторе жидкий газ испаряется за счет обогрева жидкостью из системы охлаждения двигателя, поступающей по шлангам 11 подвода и отвода теплоносителя через тройники 19, а давление газа снижается до значений, близких к атмосферному.
При пуске двигателя под действием разрежения во впускной трубе двигателя газ из редуктора по упругому армированному шлангу 13 поступает в дозатор 14, с помощью которого вручную регулируют количество газа, подаваемого затем в газосмесительное устройство 16, установленное на карбюратор. Включение подачи газа в газосмесительное устройство при пуске двигателя и ее отключение осуществляются клапаном, смонтированным в редукторе-испарителе. Клапан соединен с впускной трубой резиновым вакуумным шлангом 15 и открывается под действием разрежения, возникающего в трубе во время пуска и работы двигателя. После остановки двигателя и, следовательно, при отсутствии разрежения клапан закрывается автоматически.
При установке бензинового электромагнитного клапана 17 отрезок трубопровода между ним и бензиновым насосом должен быть предельно коротким. Именно этому требованию должна соответствовать компоновка топливопроводов в отсеке двигателя. При работе на газе на этом участке должен сохраняться постоянный уровень бензина, поддерживаемый насосом при нормальном давлении 0,25-0,30 кг/см2 и необходимый для плавного (без провала) перехода с газа на бензин.