Превосходство современных технологий
«ПРЕВОСХОДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. СЕМЕЙСТВО ИНЖЕКТОРНЫХ ГАЗОБАЛЛОННЫХ СИСТЕМ «GIG»
Ведущая организация Регионального Проекта «Разработка и производство аппаратуры впрыска газового топлива, заменяющей морально устаревшие газобаллонные системы и обеспечивающей выполнение современных экологических требований для транспортных средств», фирма ООО «ГИГ Инжиниринг» разработала и организовала серийное производство и продажу семейства газобаллонных систем «GIG-Ш», «GIG-lll-Satellite», «GIG-IIIDL-Satellite (DLS)» и «GIG-IV-Satellite».
Региональный проект на Всероссийском конкурсе, в котором участвовало 1100 организаций, в 2004 г. награжден серебряной статуэткой Георгия Победоносца, а ведущая организация ООО «ГИГ Инжиниринг» получила звание «Лидер современной технологии».
При реализации проекта особо следует отметить разработку и серийное производство быстродействующего газового инжектора, имеющего линейную характеристику и малую зону нечувствительности. Максимальная частота работы инжектора 350Гц недоступна для других газовых инжекторов в мире. Большое быстродействие разработанного инжектора позволило при создании нефазированных распределенных систем впрыска газового топлива использовать один или два инжектора, вместо четырех или восьми. На международной инновационной выставке в Женеве в 2001 году газовый инжектор получил золотую медаль.
Впервые в мире разработан и налажено серийное производство одноступенчатого газового дифференциального редуктора, который имеет две управляющие мембраны, что позволило учесть отличие свойств газообразного топлива в сравнении с жидким. На международной выставке в Брюсселе в 2000 году дифференциальный газовый редуктор получил золотую медаль.
В основе разработанного семейства газобаллонных систем используются возможности и достоинства разработанных инжекторов и дифференциального редуктора
Система «GIG-Ш» реализует распределенный нефазированный (одновременный) впрыск газового топлива и может устанавливаться как на карбюраторные, так и на инжекторные автомобили, у которых отсутствует датчик кислорода (Х-зонд). При установке системы «GIG-Ш» на карбюраторные автомобили, автомобиль становится инжекторным во время работы на газе и его экологические и мощностные характеристики улучшаются. Для карбюраторных автомобилей, впускной коллектор которых имеет специфические особенности, например, карбюраторные передневедущие «Жигули», реализация распределенного нефазированного впрыска газа невозможна; возможна реализация одноточечного впрыска с подачей топлива под карбюратор (моновпрыск во впускной коллектор).
При установке системы «GIG-Ш» на инжекторный автомобиль с реализацией распределенного нефазированного впрыска, гарантируется работа двигателя без «обратных хлопков», которые присутствуют при установке на инжекторный автомобиль обычных зжекционных газобаллонных систем. Наличие «хлопков» двигателя свидетельствует об исклю чительно плохом дозировании топлива, непригодности обычных эжекционных газобаллонных систем для установки на инжекторные автомобили.
Благодаря большому быстродействию инжектора в системе «GIG III» устанавливается всего лишь один или два инжектора, которые обеспечивают дозированную подачу газа на каждом такте работы двигателя.
Системы «GIG-lll-Satellite» и «GIG-IIIDL-Satellite (DLS)» реализуют попарно-параллельное дозирование топлива и предназначены для установки на автомобили с инжекторными бензиновыми двигателями, которые могут быть снабжены штатным датчиком кислорода (/.-зондом). Обе системы могут реализовать и распределенный нефазированный впрыск газового топлива.
Блок управления системы «GIG-IIIDLS» отличается тем, что содержит встроенный эмулятор бензиновых инжекторов и может устанавливаться на автомобили (до 6-ти цилиндров) с развитой системой диагностики, при этом установка каких либо дополнительных эмуляторов не требуется. Регулировка, контроль параметров и активация - деактивация функций системы «GIG-IIIDLS» осуществляются с помощи комплекта специального программного обеспечения, устанавливаемого на IBM-совместимый персональный компьютер и кабеля-адаптера.
Блок управления системы «GIG-lll-Satellite» не содержит встроенных эмуляторов бензиновых инжекторов и монтаж этой системы рассчитан на автомобили без развитой диагностики. Блок управления «GIG-lll-Satellite» не имеет возможности подключения к персональному компьютеру, поэтому регулировка, контроль параметров и активация - деактивация функций системы осуществляются с помощью развитого, но простого в обращении, встроенного в программу управления блока меню. Следует отметить, что блоки управления или контроллеры управления системами впрыска газового топлива «GIG» в обозначениях которых используется аббревиатура «Satellite» (в том числе «GIG-lll-Satellite» и «GIG-IIIDLS») для расчета длительности впрыска газа могут использовать информацию о длительности впрыска бензина, рассчитанную штатным бензиновым компьютером и считываемую со штатных бензиновых форсунок при работе на газовом топливе (серия «Satellite» для блоков управления и контроллеров). Этот подход к принципу построения газобаллонной системы обеспечивает использование всей периферии датчиков и исполнительных устройств штатных систем бензинового автомобиля, что позволяет получать максимально возможные показатели по экологии, мощности и стабильности работы автомобиля на газовом топливе.
Система «GIG IV-Satellite» реализует распределенный фазированный впрыск газового топлива. Контроллер управления системы «GIG-IV-Satellite» содержит встроенный эмулятор бензиновых инжекторов и может устанавливаться на автомобили со сложной системой диагностики и обеспечивающие современные требования экологии по выбросам вредных веществ. Регулировка, контроль параметров и активация - деактивация функций системы «GIG IV-Satellite» осуществляются с помо- щию комплекта специального программного обеспечения, устанавливаемого на IBM-совместимый персональный компьютер и кабеля-адаптера. Для реализации распределенного фазированного впрыска число инжекторов должно быть равно числу цилиндров двигателя. При этом для дозирования топлива газовые инжекторы открываются по очереди в соответствии с фазами открытия впускных клапанов и количество срабатываний каждого газового инжектора становится меньше (в пересчете на 1 км пробега по отношению к системам нефазированного и попарно-параллельного впрыска), что приводит к увеличению пробега автомобиля без ремонта газовой системы. В результате ресурс системы «GIG-IV-Satellite» для 4-х цилиндрового двигателя составляет 150 тыс. км, для 8-ми цилиндрового двигателя - 250 тыс. км пробега на газовом топливе.
В странах западной Европы до настоящего времени распространены инжекторные бензиновые автомобили с моновпрыском и попарно-параллельым впрыском бензина. Однако в этих странах отсутствуют (по крайней мере, отсутствуют на российском рынке) газобаллонные системы, реализующие моно или распределенный нефазированный впрыск газа, отсутствуют инжекторные газобаллонные системы пригодные для установки на карбюраторные автомобили, т.е. отсутствуют газобаллонные ижекторные системы аналогичные системам «GIG III», «GIG-III Satellite» и «GIG-IIIDLS». По нашему мнению, причиной этого является отсутствие у разработчиков и производителей газобаллонных систем быстродействующих газовых инжекторов. Установка же газобаллонной системы с фазированным впрыском, которая снабжена небыстродействующими инжекторами, на инжекторный автомобиль с моновпрыском или попарно-параллельным впрыском бензина экономически невыгодна, а порой и технически невозможна.
Системы с распределенным фазированным впрыском газа обеспечивают выполнение норм токсичности Евро-3 и Евро-4, однако они существенно более сложны и более дороги. Показатель критерия качество/цена оказывается у систем с распределенным нефазированным или попарно-параллельным впрыском газового топлива значительно выше аналогичного показателя систем с распределенным фазированным впрыском газа. Не высокий показатель критерия качество/цена, представленных на Российском рынке Западных инжекторных газобаллонных систем с распределенным фазированным впрыском является причиной их медленного распространения в России.
В России действуют нормы токсичности Евро-2. Системы «GIG-III Satellite» и «GIG-IIIDLS» обеспечивают выполнение норм Евро-2 и имеют высокий показатель критерия качество/ цена, поэтому эти системы имеют высокие перспективы по использованию в России. Для современных и перспективных автомобилей, с целью обеспечения требований Евро-3 или Евро-4 может устанавливаться система «GIG-IV-Satellite».
Использование газовых инжекторных систем «GIG» позволяет улучшить эксплуатационные показатели при работе автомобиля на газовом топливе, а именно:
- резко уменьшить уровень выбросов токсичных веществ в атмосферу и обеспечить нормы токсичности ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4;
- улучшить мощностные и динамические характеристики автомобиля;
- оптимизировать и уменьшить общий расход газового топлива;
- увеличить пробег автомобиля, что особенно актуально при использовании метана;
- полностью исключить «обратные хлопки» у инжекторных бензиновых автомобилей, что особенно актуально у двигателей с впускным коллектором из пластика;
- исключить необходимость подстройки ГБА при загрязнении воздушного фильтра;
- исключить необходимость слива дурно пахнущего конденсата;
- значительно увеличить пробег автомобиля без обслуживания газовой системы за счет специального программного обеспечения с элементами статистического самообучения, примененного в микропроцессорном блоке управления.
На международных инновационных выставках в Москве, Женеве и в Брюсселе газобаллонные системы фирмы «ГИГ Инжиниринг» удостоены 6-ти золотых медалей.
Принятая Правительством РФ «Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 года» предусматривает полный переход на выпуск автомото- техники, соответствующей требованиям токсичности Евро-2. Это значит, что судьба газобаллонных эжекторных систем предрешена, так же как судьба карбюраторных бензиновых топливных систем. Они будут заменены инжекторными.