Редуктор-испаритель PeGAS
Двухступенчатый редуктор-испаритель, используемый в системе «ЭКОГАЗ», обеспечивает стабильную работу газотопливной системы на сжиженном нефтяном газе и благодаря особенностям конструкции может быть использован в системах питания как карбюраторных, так и инжекторных двигателей.
Рис. 31. Принципиальная схема редуктора-испарителя PeGAS: 1 корпус редуктора-испарителя; 2 - клапан первой ступени; 3 - рычаг клапана первой ступени; 4 - пружина диафрагмы первой ступени; 5 - диафрагма первой ступени; 6 крышка первой ступени; 7 - штуцер отвода теплоносителя; 8 - штуцер подвода теплоносителя; 9 - штуцер отвода газа; 10 - колпачок пружины клапана второй ступени; 11 пружина клапана второй ступени; 12 - клапан второй ступени; 13 - рычаг клапана второй ступени; 14, 20 - периферийные каналы; 15 - толкатель сервопривода; 16 диафрагма управления; 17 седло клапана управления; 18 диффузор эжектора; 19 жиклер эжектора; 21 диафрагма второй ступени; 22 разделительное кольцо; 23 электромагнитный клапан отключения системы холостого хода и сервопривода; 24 - соединительный канал; 25 - регулировочный винт холостого хода; 26 штуцер подвода газа; А - полость испарителя; Б атмосферная полость первой ступени; В - полость первой ступени; Г - вакуумная полость; Д - полость второй ступени; Е полость системы холостого хода; Ж - атмосферная полость сервопривода |
Все системы редуктора диафрагменно-рычажного типа с сервоприводом клапана второй ступени смонтированы в едином корпусе 1 (рис. 31).
В первой ступени редуктора установлены клапан 2, диафрагма 5, рычаг 3 клапана первой ступени, шарнирно связывающий клапан 2 с диафрагмой 5. Между диафрагмой 5 и корпусом 1 редуктора образована полость В первой ступени. Пружина 4 диафрагмы первой ступени поджата крышкой 6.
Вторая ступень редуктора-испарителя имеет клапан 12, диафрагму 21, установленную в разъеме корпуса сервопривода с образованием вакуумной полости Д сервопривода, рычаг 13, связанный с клапаном 12, толкатель 15, установленный подвижно во втулке перегородки вакуумной полости Д, между диафрагмой 21 и рычагом 13.
На клапан 12 со стороны полости Д установлена пружина 11, поджатая колпачком 10 с наружной стороны. Через колпачок 10, расположенный в самой нижней точке редуктора-испарителя, сливают конденсат. Вакуумная полость Г сервопривода сообщена с полостью Д второй ступени через периферийный канал 20, а с седлом 17 клапана управления - через канал 14. Функцию запорного элемента клапана управления выполняет диафрагма управления 16, расположенная между седлом 17 клапана управления и диафрагмой 21 с образованием атмосферной полости Ж сервопривода. Полость Ж сообщается с атмосферой через отверстия в разделительном кольце 22, установленном между диафрагмами 16 и 21. В вакуумной полости Г сервопривода установлен диффузор 18 эжектора, соединяющий полости Г и Д. Напротив диффузора установлен жиклер 19 эжектора, расположенный между вакуумной полостью Г и полостью Е системы холостого хода. Полость Е соединена с полостью В первой ступени каналом 24, в котором установлен электромагнитный клапан 23 отключения системы холостого хода и сервопривода. Также в канале 24, последовательно с клапаном 23, установлен регулировочный винт 25 холостого хода.
Для обогрева редуктора в его корпусе выполнена полость А испарителя, сообщающаяся через штуцера 7 и 8 с системой охлаждения двигателя. Газ подводится в испаритель и отводится из него через штуцера 9 и 26 соответственно.
Редуктор-испаритель работает следующим образом. Если перед пуском двигателя включено зажигание, а переключатель вида топлива находится в положении «Газ», открываются магистральный газовый клапан 16 (см. рис. 10) и клапан 23 (см. рис. 31) холостого хода редуктора-испарителя. Полость В первой ступени заполняется газом. Величина давления газа в этой полости определяется усилием пружины 4. Клапан 12 второй ступени остается закрытым. Газ поступает через регулируемое винтом 25 сечение канала 24 в полость Е и далее, через жиклер 19 и диффузор 18, в полость Б, затем через штуцер 9 - в смеситель. Этим обеспечивается предпусковое заполнение системы газом. Через 1-2 с электронный блок управления закрывает электромагнитные клапаны. Клапан 23 перекрывает канал 24, и подача газа из ре- дуктора-испарителя прекращается.
При пуске двигателя стартером на электронный блок управления подаются импульсы от датчика в системе зажигания, дающие блоку сигнал на включение газовых клапанов, в результате чего начинается непрерывная подача газа, двигатель пускается и начинает работать на режиме холостого хода. При этом клапан 12 второй ступени остается закрытым и газ, проходящий через жиклер 19 и диффузор 18 эжектора, поступает в двигатель только в количестве, ограниченном винтом 25 холостого хода.
При нажатии на педаль акселератора дроссельная заслонка карбюра- тора-смесителя открывается, поток воздуха, проходящий через газовый смеситель, увеличивается, вызывая возрастание разрежения в полости Д второй ступени редуктора. Разрежение передается по каналу 14 к диафрагме управления 16. Под действием разрежения диафрагма 16 перемещается к седлу 17 клапана управления и закрывает его. В изолированной таким образом полости Г возникает разрежение, создаваемое в результате эффекта эжекции потоком газа, проходящего из жиклера 19 через диффузор 18. Под действием этого разрежения диафрагма 21 второй ступени перемещается, воздействует на толкатель 15, который в свою очередь перемещает рычаг 13, открывающий клапан 12 второй ступени, преодолевая усилие пружины 11. Газ из полости Б первой ступени через клапан 12 поступает в полость Д второй ступени.
Как только поступление газа через клапан 12 второй ступени становится больше расхода газа через отводящий штуцер 9, давление в полости Д второй ступени повышается. Под действием избыточного давления диафрагма управления 16 перемещается, открывая седло 17. Газ из полости Д поступает через каналы 14, 20 и седло 17 в полость Г сервопривода, снижая там величину разрежения. Усилие на диафрагме 21 второй ступени снижается. Клапан 12 под действием пружины
- начинает закрываться, уменьшая количество газа, поступающего через него из полости В в полость Д.
Когда поступление газа через клапан
- становится меньше расхода газа через штуцер 9, вновь появляется разрежение в полости Д и процесс подачи газа из полости Б в полость Д повторяется. Описанные процессы происходят циклически, в результате чего на выходе из редуктора-испарителя поддерживается некоторое среднее постоянное давление, не зависящее от расхода газа, проходящего через редуктор, и от давления газа в полости В первой ступени.
|
В данном редукторе подвод теплоносителя выполнен наиболее оптимально (подвод и первое изменение направления потока теплоносителя находятся в зоне расположения штуцера подвода газа и регулировочного винта холостого хода), что обеспечивает устойчивую работу двигателя даже при неполном его прогреве. Общий вид редуктора-испарителя показан на рис. 32.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Достаточно высокое качество отечественного газобаллонного оборудования стимулирует дальнейший прогресс в области автомобильной техники, в частности, переход автомобильного парка на питание двигателей метаном. Уже стала крылатой фраза, что метан - моторное топливо XXI века. Этому экологически чистому и дешевому ископаемому энергоносителю, надо полагать, принадлежит будущее на автомобильном транспорте страны, особенно в крупных городах.
Уже сейчас многие московские автокомбинаты по достоинству оценили экономические преимущества такого вида топлива, и отечественный парк газобаллонных автомобилей стал неуклонно расширяться. Так, автокомбинат №41, располагающий более чем 400 автомобилями, половину подвижного состава перевел на компримированный природный газ и активно готовится к работе автомобилей на сжиженном метане.
Надеемся, что, убедившись в преимуществах газового топлива на «живых» примерах, все больше и частных автовладельцев будут устанавливать на свои автомобили газобаллонное оборудование.