Редуктор-испаритель Vialle
Редуктор, изготовленный голландской фирмой Vialle Autogas Management Sistem, содержит два газовых электромагнитных клапана, работающих синхронно: основной магистральный 1 (рис. 26) и клапан холостого хода 2.
Штуцер подвода газа 4 соединен с топливной магистралью с развальцовкой трубки по «авиационному» типу. Крышка, в которую ввернут штуцер, оснащена фильтрующим элементом 5 для очистки газа от механических примесей.
Для подогрева и испарения газа через расположенные над входом для газа тройник 6 и угловой штуцер 7 из системы охлаждения двигателя в редуктор подается теплоноситель.
На заднюю крышку редуктора устанавливают кронштейн 3 для крепления редуктора в подкапотном пространстве.
Отличительная особенность редуктора заключается в оригинальном устройстве для управления клапаном 14 (рис. 27) - усилителе потока газа 10. В основе работы усилителя лежит принцип эжекции и чувствительности диафрагмы. Усилитель потока газа обеспечивает увеличение рабочего разрежения, управляющего клапаном второй ступени.
Кроме этого редуктор включает в себя отдельные системы: испаритель, в полости В которого в специальном контуре вокруг ребристой наружной поверхности
Рис. 26. Общий вид и схема подключения редуктора-испарителя Vialle: 1 - основной магистральный газовый клапан; 2 - газовый клапан холостого хода' 3 - кронштейн; 4 - штуцер подвода газа; 5 - фильтрующий элемент; 6 - тройник подачи теплоносителя для подогрева редуктора; 7 - угловой штуцер |
|
полости А первой ступени циркулирует теплоноситель; эжекторную систему Д, служащую для создания разрежения в полости Б второй ступени; систему холостого хода Г; систему чувствительности Е.
Газ в жидком виде поступает через входной канал 2 в полость А первой ступени редуктора, где испаряется и его давление понижается до 0,3 МПа. Из первой ступени испаренный газ поступает в смеситель через систему холостого хода и клапан 14 второй ступени.
Когда двигатель работает на режиме холостого хода, клапан второй ступени закрыт и газ поступает в смеситель только через систему холостого хода, включающую усилитель потока газа. Количество газа на этом режиме регулируют винтом 7. При остановке двигателя поток газа через усилитель отключается электромагнитным клапаном 6 холостого хода.
С увеличением нагрузки на двигатель требуется дополнительное количество газа, которое обеспечивается благодаря открытию клапана 14 второй ступени. Для управления работой клапана предусмотрены системы эжекции (усилитель потока газа) и чувствительности. В редукторах производства других фирм сила, необходимая для преодоления сопротивления пружины 15 клапана второй ступени, создается за счет силы всасывания газа двигателем через смеситель.
В редукторе Vialle разрежение от смесителя воздействует только на диафрагму чувствительности 9, но не влияет на диафрагму 1 второй ступени.
Эжекторная система (усилитель потока газа), состоящая из жиклера холостого хода 2 (рис. 28) и эжектора 3, служит для создания разрежения в центральном отверстии 5 в результате истечения газа из жиклера. Часть газа из первой ступени проходит через жиклер 2 и эжектор 3 с высокой скоростью. Образовавшееся при этом в камере чувствительности 8 и центральном отверстии 5 разрежение вызывает перемещение диафрагмы чувствительности 6 и диафрагмы второй ступени 4. Перемещение диафрагмы 4 передается через рычаг (на рис. не показан) клапану второй ступени, который открывается, обеспечивая дополнительное количество газа и компенсируя недостаток разрежения, создаваемого двигателем.
Система чувствительности определяет степень и длительность открытия клапана второй ступени, реагируя на изменение режима работы двигателя изменением величины разрежения, создаваемого эжектором.
Работа редуктора на различных режимах показана на рис. 29.
Пуск двигателя на газе. При включении зажигания и нахождении переключателя вида топлива в положении «Газ» на электромагнитные газовые клапаны подается управляющее напряжение и они открываются на 1,5 с. При этом некоторое количество газа из полости первой ступени подается в двигатель. Для обеспечения надежного пуска во время работы стартера клапан холостого хода постоянно открыт.
Режим холостого хода (рис. 29, а). Разрежение, создаваемое двигателем в смесителе на режиме холостого хода, низкое. Система чувствительности не работает, и клапан второй ступени закрыт. При этом открыт клапан первой ступени и газ поступает в двигатель через систему холостого хода. На этом режиме состав газовоздушной смеси можно отрегулировать с помощью регулировочного винта холостого хода или балансировочного винта
7 6 5 Рис. 28. Эжекторная система и система чувствительности редуктора-испарителя Vialle: 1 входное отверстие для потока газа из первой ступени; 2 - жиклер холостого хода; 3 эжектор; 4 - диафрагма второй ступени; 5 - центральное отверстие; 6 - диафрагма чувствительности; 7 балансировочное отверстие; 8 - камера чувствительности |
Ускорение. При нажатии на педаль акселератора разрежение, создаваемое двигателем, увеличивается. Оно воздействует на диафрагму чувствительности 6 (см. рис. 28), которая, перемещаясь, закрывает центральное отверстие камеры чувствительности 8. Поток газа из первой камеры, проходя через эжектор 3, увеличивает разрежение перед диафрагмой 4 второй ступени. Диафрагма реагирует на перепад давления и перемещается. В результате ее перемещения открывается клапан второй ступени и в смеситель поступает дополнительное количество газа.
Рис. 29. а), б).Схемы работы редуктора-испарителя Vialle на различных режимах: а - режим холостого хода; б - режим полной нагрузки; в, г - режимы регулировки
Частичная нагрузка. В этом режиме разрежение, создаваемое двигателем, может изменяться. Поэтому положение диафрагмы и, следовательно, клапана второй ступени может также меняться. При этом количество подаваемого в двигатель газа напрямую зависит от разрежения в смесителе.
Полная нагрузка (рис. 29, б). Двигатель развивает максимальное разрежение, и диафрагма чувствительности полностью перекрывает центральное отверстие камеры чувствительности. При этом клапан второй ступени открывается на максимально возможную величину, увеличивая подачу газа. Величина подачи определяется в основном величиной разрежения во впускной трубе двигателя.
Замедление. Дроссельные заслонки закрыты, и разрежение, создаваемое двигателем в смесителе, резко уменьшается. Клапан второй ступени закрывается, и газ поступает только через систему холостого хода.
Остановка двигателя. При выключении зажигания прекращается подача напряжения на электромагнитные газовые клапаны и они закрываются. Газ не поступает из баллона в редуктор, а также из редуктора в смеситель. Дополнительно в данной газотопливной системе предусмотрено аварийное прекращение подачи газа при самопроизвольной остановке двигателя без выключения зажигания.
Работа редуктора в зависимости от положения регулировочных винтов. При полностью завернутом балансировочном винте (рис. 29, в) на режиме холостого хода газ из редуктора не подается, так как давление за чувствительной диафрагмой будет повышенным и диафрагма второй ступени перемещаться не будет. Клапан второй ступени останется закрытым.
При полностью ввернутом регулировочном винте холостого хода (рис. 29, г) поток газа будет проходит ь только через маленькое отверстие эжектора. Создаваемого при зтом разрежения будет достаточно, чтобы переместить диафрагму второй ступени. Клапан второй ступени частично откроется, и двигатель будет работать на режиме холостого хода. Регулировка содержания СО в отработавших газах. Перед началом регулировки убедитесь, что все штатные системы автомобиля (карбюратор, зажигание, механизм привода клапанов) отрегулированы в соответствии с заводским руководством по эксплуатации. Регулируют систему в следующем порядке.
- Переключите питание двигателя на газ.
- Введите в отверстие выхлопной трубы щуп газоанализатора на глубину не менее 200 мм и прогрейте его при работе двигателя на режиме холостого хода в течение 30 мин.
- Полностью отверните балансировочный винтА (рис. 30).
- Винтом В регулировки холостого хода установите содержание СО в отработавших газах (4%).
- Вверните балансировочный винт А до упора и дождитесь момента стабилизации показаний газоанализатора.
- Пустите двигатель и прогрейте его на бензине до рабочей температуры.
- С помощью винта В отрегулируйте содержание СО до (1 ±0,5)%.
- Полностью выверните балансировочный винт А и дождитесь момента стабилизации показаний газоанализатора. Сначала содержание СО может несколько возрасти, затем должно вернуться в допустимые пределы.
Если содержание СО после стабилизации показаний превышает допустимое значение (3,5%), для его снижения вворачивайте балансировочный винт А.